Автомагистраль, железная дорога, аэропорт создают в округе навязчивый шум. Со временем соседство с транспортом приводит к усталости, нервозности жильцов и проблемам со здоровьем. Снизить негативное влияние шумных трасс можно с помощью комплексных мер по звукоизоляции.
Жить возле автотрассы – сомнительное удовольствие
Насколько велика проблема: немного цифр
Комфортный уровень шума в жилом помещении – 25–30 дБ. Автотрасса на расстоянии от дома 5–10 м повышает этот показатель до 90 дБ, железная дорога – до 100 дБ. Жить в таких условиях теоретически человек может, однако говорить о комфорте и спокойствии не приходится. Им на смену приходит постоянный стресс. Значит, предстоит снизить шум примерно на 60 единиц.
Комплексная шумоизоляция объектов возле магистралей: пошаговый план
Шаг 1. Установка шумозащитного забора.
С помощью специальных ограждений можно снизить уровень шума на 40–50 дБ. Звукоотражающие конструкции изготавливают из листового металла, монолитного поликарбоната, бетона или кирпича. Это недорого, но не очень эффективно. Такой экранирующий вариант подходит для участков возле не особенно оживленных трасс.
Эффективнее построить звукопоглощающий забор. Он многократно изменяет направление звука, рассеивает звуковые волны и снижает их мощность. Изготавливается из нескольких материалов, чаще всего на основе сэндвич-панелей (это два листа металла с прессованной минеральной ватой). Лучше всего работают комбинированные конструкции: основой выступают сэндвич-панели с шумопоглотителем, а монолитный поликарбонат сверху выполняет роль звукового экрана.
Без шумозащитного забора около дома в нем никогда не будет комфортно
Шаг 2. Шумоизоляция оконных и дверных конструкций.
В идеале со стороны магистрали должно быть как можно меньше окон и дверей. Даже при хорошей звукоизоляции стены они пропускают звуковые волны. Остеклять проемы необходимо стеклопакетами с разными по толщине воздушными камерами, например 6, 8 и 10 мм. Хорошо, если внутренним стеклом будет триплекс, который не резонирует звук из-за двойной толщины.
Очень важно герметизировать стыки рам и створок материалами с высокими звукоизоляционными характеристиками. С этой целью снаружи можно использовать уплотнительную бутиловую ленту «Липлент Пв», а изнутри – «Липлент Ст» или «Липлент Мп», дублированную металлизированной пленкой. Герметики защитят монтажные швы от разрушений и трещин, пропускающих звуковые волны. Это повысит общий показатель шумоизоляции дома.
С помощью шумоизоляционной ленты «Липлент Пв» герметизируют наружные стыки в оконных конструкциях
Существуют специальные рольставни, пластины в которых заполнены пенополиуретаном или другой звукоизоляционной пеной. Их индекс шумоизоляции достигает 15–20 дБ. Эти децибелы приобретают ценность ночью: защитные жалюзи можно использовать только на время ночного сна.
Шаг 3. Шумоизоляция стен.
Если помещение небольшое, можно организовать «комнату в комнате» – звукоизолировать все поверхности. В просторных жилых домах и промышленных зданиях это невозможно ввиду высокой стоимости. Поэтому необходимо как минимум усилить свойства стены, обращенной к автомагистрали. Ни один известный материал не снижает уровень шума на 50–60 дБ: с этой задачей справляется только многослойная конструкция из материалов разной толщины и плотности.
В условиях повышенного шума от трассы или железной дороги целесообразно смонтировать конструкцию на основе металлического каркаса и листов гипсокартона. Чтобы ее индекс звукоизоляции был максимальным (до 68 дБ), комбинируют такие материалы:
- «Липлент Зив» – мембрану с акустическим войлоком (со стороны стены);
- «Липлент Зик 50» – вибродемпфирующую ленту (для оклейки металлических элементов);
- «Липлент Зик» – тяжеловесную вязкоупругую минеральную мембрану (с внешней стороны гипсокартона);
Стены, прилегающие к автомагистралям, требуют комплексной шумоизоляции
Мы рассмотрели обязательный минимум. Кроме этих трех шагов, не помешает предпринять и другие меры, например, организовать зеленые насаждения между дорогой и домом, которые тоже немного задержат шум. Можно звукоизолировать фундамент, передающий вибрации, еще раз заклеить герметиками стыки на кровле.
Хорошо, если удастся перенести жилые комнаты от наружного фасада ближе ко внутреннему двору, а в непосредственной близости к источнику шума расположить подсобные помещения и входную группу. В борьбе с навязчивым шумом будьте во всеоружии – и никакой грузовик или товарный поезд не испортит вам настроение!