Автомобиль во время езды и тишина – понятия несовместимые. Каждую секунду снаружи в салон проникают посторонние звуки, раздаются стуки, скрипы, свист и завывание. Акустическое разнообразие внутри транспортного средства настолько большое, что, на первый взгляд, не поддается классификации. Тем не менее, абсолютно все виды шума во время езды имеют объяснимую природу.
Слишком громкий шум во время езды повышает риск аварий
Воздушный и структурный шум в автомобиле: источники
В салоне автомобиля всегда присутствуют два вида шума:
- воздушный – распространяется по воздуху через остекление и неплотности кузова, например технологические отверстия, дверные проемы;
- структурный – проявляется в виде вибраций, проникает в салон через элементы трансмиссии, подвески, ходовой, другие детали.
По происхождению шумы в автомобиле бывают:
- первичные – их генерируют главные узлы и механизмы (двигатель, трансмиссия, шины), а также потоки воздуха, которые обтекают авто во время движения (аэродинамический шум);
- вторичные – возникают вследствие распространения первичных шумов и проявляются через металлические панели кузова, крупногабаритные пластмассовые детали интерьера, мелкие металлические конструкции.
Интенсивность первичных шумов зависит от конструкции двигателя, трансмиссии, высоты и рисунка протектора, эффективности работы системы выхлопа. Повлиять на них не так просто: это технически сложная задача, которую решают специалисты на СТО. Водителю и пассажирам во время езды досаждают вторичные шумы: с ними и борются материалы для шумоизоляции автомобиля – вибродемпферы, шумопоглотители, антискрип.
В автомобиле всегда присутствует и отраженный звук. Шумы, которые генерируют двигатель, ходовая, трансмиссия, шины во время езды, отражаются от дорожного покрытия и усиливаются.
Насколько громко шумят разные узлы
автомобиля
Потоки воздуха и внешние звуки с улицы – 10 %
Колебания и вибрации кузова – 60 %
Двигательи
трансмиссия – 20 %
Скрипы от соприкасания частей кабины – 10 %
Потоки воздуха и внешние звуки с улицы – 10 %
Колебания и вибрации кузова – 60 %
Двигательи
трансмиссия – 20 %
Скрипы от соприкасания частей кабины – 10 %
Как снизить уровень шума в автомобиле
Решать проблему можно глобально – искать первичные источники шума и оптимизировать их работу. Необходимо обратить внимание на такие технические моменты:
- балансировка двигателя и узлов трансмиссии;
- правильный расчет эластичных элементов подвески, мотора, трансмиссии, системы выхлопа и ходовой части;
- определение оптимальных точек крепления системы выхлопа к кузову;
- моделирование конструкции кузова и его жесткости;
- установка наиболее прогрессивных уплотнителей дверных и оконных проемов.
Все это потребует немалых финансовых вложений и обращения к специалистам.
«Глубокая» реорганизация автомобиля – не панацея. Однако начинать нужно именно с нее. Прежде чем думать о шумоизоляции, необходимо проверить, не разболтались ли крепления, устранить стуки подвески и решить другие технические проблемы. Транспортное средство, далекое от совершенства с точки зрения конструкции, никогда не будет комфортным в эксплуатации.
Однако даже после таких действий в салоне все равно сохраняется акустический дискомфорт. Поэтому в любом случае придется направить усилия на вторичные источники шума. К ним относятся пол и крыша, двери и колесные арки, приборная панель, мелкие детали, которые издают неприятные скрипы.
Борьба с шумом в автомобиле начинается с диагностики неисправностей
Для борьбы с шумом в салоне используют разные по структуре материалы. Вибродемпферы снижают вибрации, звукоизоляторы отражают и нивелируют звуковые волны, а мягкие высокопористые полотна поглощают их. Для устранения скрипов в месте стыков используют уплотнители. Материалы для шумоизоляции автомобиля линейки «Липлент» удобны в применении, практичны и абсолютно безопасны.