Хотя легковой автомобиль и считается «не роскошью, а средством передвижения», большинство автолюбителей хотят, чтобы им было комфортно находиться в салоне и управлять машиной. Одним из раздражающих факторов, которые владельцы авто стремятся нейтрализовать в первую очередь, является шум двигателя, особенно это актуально для машин с дизельными силовыми установками, которые обычно более шумные при работе, чем бензиновые аналоги.
В большинстве своем эти шумы и посторонние звуки проникают в салон через моторный щит – перегородку, которая отделяет подкапотное пространство от салона. Они ухудшают акустическую обстановку в машине, влияют на утомляемость находящихся в ней людей и мешают водителю сосредоточиться на управлении.
Использование современных материалов для шумоизоляции автомобилей поможет ослабить звуковое воздействие, которое работающий двигатель авто оказывает на пассажиров и водителя. Одним из широко применяемых вариантов является противошумовая обработка моторного щита со стороны двигательного отсека.
Как шум проникает в салон и как ему противостоять
Как и другие системы или агрегаты легкового автомобиля, двигатель при работе генерирует целую смесь звуков и вибраций, значительная часть которых проникает в салон и снижает уровень акустического комфорта для пассажиров и водителя. Даже новенький мотор в идеальном техническом состоянии работает довольно громко, а если речь идет о видавшей виды двигательной установке, то необходимость защиты от шума может иметь первостепенное значение.
Самый очевидный путь для проникновения шума от мотора в салон – возможные щели или специальные отверстия, которые предусмотрены конструкцией автомобиля или образовались в процессе эксплуатации. Если при обследовании моторного щита были выявлены такие изъяны, желательно их устранить – для технических отверстий следует применять специальные заглушки, а в остальных случаях подойдут автомобильный герметик или заплатки из материалов с большим удельным весом.
По возможности следует обеспечить полную герметизацию моторного щита, так вы сократите долю проникающих из подкапотного отсека воздушных шумов. К слову, некоторые автолюбители теряют те самые заглушки или не считают нужным возвращать их на место после выполнения техобслуживания, а потом недоумевают, почему шум в салоне усилился.
Кроме отверстий в щите воздушный шум от двигателя проникает в салон и другим способом. Звуковые волны взаимодействуют с металлом щита и как бы «раскачивают» его. Колебания металла образуют с другой стороны – в салоне – новые звуковые волны, которые люди воспринимают как шум от двигателя. Разумеется, при прохождении такой преграды интенсивность шума несколько снижается, но при отсутствии качественной шумоизоляции этого недостаточно.
Решить проблему позволит нанесение на поверхность щита защиты от шума, которая состоит из двух слоев – вибродемпфирующего материала и звукоизоляции. В качестве виброзащиты должен использоваться материал с высоким удельным весом, например Липлент Мф Вибролент, который плотно приклеен к металлу. Такое решение нейтрализует большую часть вибраций металла, снижая процент передаваемых в салон шумов. Звукоизолирующий материал наклеивают поверх виброзащиты, в качестве него могут быть применены Липлент Пф и другие средства.
Подготовка к шумоизоляции машины и ее выполнение
Если требуется шумоизолировать моторный щит со стороны двигателя, владелец авто должен определиться – сделает он всё своими руками или доверит выполнение работ мастерам специализированной мастерской. Разумеется, обратившись в проверенный надежный сервис, можно сэкономить время и рассчитывать на качественный результат.
Минусом такого подхода является достаточно высокая стоимость обслуживания. Кроме того, владельцу авто будет довольно затруднительно проверить качество выполнения работ и соблюдение технологических норм.
В то же время современные шумо- и виброизолирующие материалы просты в использовании, а их применение не требует высокой квалификации или специального оборудования. Для самостоятельной их установки на моторный щит владельцу авто вполне достаточно базового набора инструментов и некоторой толики старания.
Подготовка к установке шумоизоляции предполагает выполнение нескольких этапов:
- Приобретение всех необходимых материалов – в зависимости от выбора владельца это могут быть рулонные средства или специальные мастики. Рулонные материалы с клеящим слоем более просты и обеспечивают хороший результат.
- Подготовка набора инструментов – основными при нанесении рулонной звукоизоляции являются ножницы, нож для бумаги, рулетка, валик для прикатки и строительный фен.
- Демонтаж всех элементов и оборудования, которые могут осложнить доступ к щиту – дворники, элементы стеклоочистителей, пластиковое жабо, бачок омывателя и прочие.
- Подготовка металлической поверхности – она должна быть обезжирена и очищена от загрязнений или пятен ржавчины.
При нанесении материалов важно соблюдать очередность – первым слоем всегда наносят виброизоляцию, которую приклеивают непосредственно на металл кузова. Так обеспечивается эффективность гашения вибрации металла. Поверх виброзащиты наносят уже слой звукоизоляции. Делать это следует при плюсовой температуре, отдельные куски вырезают по заранее подготовленным лекалам из картона.
Что дает шумоизоляция моторного щита
Как показывает практика, правильный выбор шумозащитных материалов и соблюдение правил их использования позволяют примерно на треть снизить интенсивность шумов, проникающих из моторного отсека в салон. Сила вибрационных воздействий тоже снижается за счет увеличения массивности перегородки.
Итогом такого акустического апгрейда становится уменьшение утомляемости находящихся в салоне людей, особенно при длительных поездках. На водителя влияет меньше раздражающих факторов, что способствует улучшению его концентрации за рулем и, как следствие, – более высокому уровню безопасности.