Первые полосы белого цвета на перекрестках и пешеходных переходах появились в 1918 г. в Великобритании, в пригороде Бирмингема, а разделительные полосы – еще раньше, в 1911 г. в США. Сегодня дорожной разметкой уже никого не удивишь. Она давно стандартизирована во всем мире, а к материалам нанесения предъявляют особые требования.
Первая дорожная разметка появилась в США и Великобритании
Требования к разметке
Сегодня закон строго регламентирует, какого типа, размера и конфигурации должна быть дорожная разметка. Требования прописаны в ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная…» от 2018 года.
Постоянная горизонтальная разметка может быть белой, желтой, красной, синей, черной и зеленой, а временная – оранжевой. Ее наносят красками (эмалями), холодными и термопластиками, полимерными лентами и штучными формами, которые имеют сертификаты и соответствуют требованиям ГОСТов. Вертикальная (на столбах, парапетах, опорах ограждения) – может быть белой или черной, наносится специальными красками или световозвращающими материалами.
Первая «зебра» в том виде, к которому мы привыкли, появилась в Великобритании 31 октября 1951 года. До этого участок дороги для безопасного перехода пешеходов обозначали, раскладывая на асфальте металлические кружки. В Германии настолько ценят эту разметку, что ежегодно отмечают день рождения «зебры».
Как часто нужно обновлять дорожную разметку
В ГОСТе закреплены требования к толщине и яркости разметки. Если слой краски менее 1,5 мм толщиной, на любом контрольном участке длиной 50 м разрушение материала не должно превышать 50 %. В случае с термопластиком толщиной более 1,5 мм допускается разрушение до 25 % от общей площади.
На практике дорожная разметка, нанесенная краской, не требует обновления несколько месяцев. На магистральных улицах общегородского значения она истирается быстрее. В жилой застройке, производственных и коммунально-складских зонах служит не менее полугода. Согласно ГОСТу, функциональная долговечность горизонтальной разметки – не менее трех месяцев.
Дорожная разметка истирается не только на загруженных магистралях
Как наносят дорожную разметку
Поверхность очищают специальной техникой или вручную. При необходимости выполняют текущий ремонт покрытия, заливку трещин, осмотр люков. Если дорога влажная, ее просушивают. Если выбран пластик или полимерные ленты, на цементобетонные и старые асфальтные покрытия наносят грунтовку для повышения адгезии. Выполняется предварительная разметка.
В зависимости от материала применяют и определенную технологию/оборудование. Проще всего работать с краской. Однокомпонентные составы наносят методом пневматического или гидравлического распыления. Многокомпонентные – сначала смешивают. В работе используют трафареты. Если их нет, линии и символы, которые предстоит нанести, ограничивают клейкой лентой.
Работы проводят в сухой солнечный день при температуре воздуха не менее +5 °С. В дождливую или морозную погоду нужна специализированная техника для разогрева и высушивания дороги, а также особый разметочный материал. Нанесенный слой должен высохнуть в течение часа, прежде чем по дороге поедут автомобили.
«Холодным» способом на дорогу наносят краски и эмали, холодные пластики. «Горячим» (при температуре расплава 180–220 °С) – термопластики, спрей-пластики и термопластичные ленты. Работать с ними можно в диапазоне температуры воздуха +5…+35 °С. Наиболее удобны в нанесении и безопасны краски и эмали, способные прослужить от одного сезона до одного года.
Лучшее время нанесения дорожной разметки – весна или осень
Видео
В разных странах дорожную разметку наносят по-разному. К примеру, в США для этого используют специальное оборудование, а работы часто выполняют в темное время суток:
Почему дорожная разметка быстро истирается
Одна из причин – несоблюдение технологии нанесения. Материал отслаивается, если работы проводились при низких температурах, поверхность была неподготовленной или влажной, ей не дали времени на высыхание.
Даже если разметку нанесли по всем правилам, по истечении нескольких месяцев или через один-два года она все равно теряет эксплуатационные качества. Этому способствуют интенсивное дорожное движение, регулярный контакт полос с шипованной резиной и снегоуборочной техникой в зимнее время года, химикаты, атмосферные явления и низкие температуры. Чем больше на дороге разворотов и искривлений, тем быстрее сотрутся на ней линии и знаки.
Шипованная резина представляет особую опасность для дорожной разметки
Какую краску наносят на дороги
Для постоянной эксплуатации на магистралях с интенсивным движением, на взлетных полосах и аэродромах нужна краска, которая образует износостойкое покрытие.
Слой должен быть устойчив к химикатам, применяемым в борьбе со снегом и льдом, к яркому свету, быть твердым и ударопрочным. Этим требованиям соответствует дорожная краска «Автомагистральная» АК-511, которая демонстрирует высокую прочность к истиранию благодаря присутствию в составе акриловых сополимеров и пластификаторов.
Материал образует прочное, яркое покрытие белого или желтого цветов. Для улучшения видимости в ночное время в свеженанесенную краску добавляют световозвращающие стеклянные микрошарики величиной от 70 до 300 мкм. Слой быстро сохнет – не дольше 30 минут при температуре воздуха +20 °С. Краска отличается экономичным расходом – 350–500 г/м2.
С помощью такой стеклянной крошки дорожная разметка становится светоотражающей
Недавно англичане высказали интересную мысль. Они считают, что если вовсе убрать дорожную разметку, безопасность движения… повысится! При отсутствии опознавательных знаков водители будут ехать медленнее (примерно на 13 %), станут более аккуратны на дороге. Возможно, когда-нибудь так и произойдет. Сегодня же во многих странах, включая Россию, вовсе не спешат отказываться от разметки. Значит, в приоритете – износостойкие, прочные материалы, например удобная и практичная краска.