Работа узлов и механизмов автомобиля, помимо полезного воздействия, создает и механические колебания, которые мы воспринимаем как звук или в виде вибраций. А при движении транспортного средства интенсивность этих проявлений возрастает. Вибрация и сопутствующие шумы, несомненно, могут быть отнесены к негативным проявлениям – они отвлекают водителя, снижают уровень комфорта в салоне и могут даже вызвать нарушения здоровья.
Поэтому многие водители стремятся использовать дополнительные виброизолирующие средства, чтобы создать для себя и пассажиров максимально комфортные условия.
Современная промышленность предлагает широкий ассортимент как доступных по цене, так и дорогостоящих средств для виброизоляции – любой автолюбитель может выбрать для себя подходящее решение. В частности, большой популярностью пользуются листовые виброизолирующие материалы на клеевой основе, а также различные автомобильные герметики и жидкие составы.
Разные виды виброизолирующих материалов и их параметры
Все производимые сегодня листовые материалы для виброизоляции автомобиля можно разделить на три большие группы:
- Мастичные – представляют собой слой мастики (или несколько) с расположенной сверху армирующей фольгой.
- Битумные – вместо мастики использован слой битумной смеси, а поверх также нанесена армирующая фольга.
- Мастично-битумные – такой материал представляет сочетание слоев мастики и битума.
Количество и толщина слоев виброгасящего материала в различных марках и типах материалов могут различаться. Различной может быть и толщина армирующей фольги – данный параметр оказывает значительное влияние на свойства вибродемпфера.
Для качественных и эффективных вибродемпферов указанный параметр составляет от 10 микрон и более. Меньшая толщина армирующего слоя не способствует эффективному гашению вибрации, соответственно, при выборе материала с чрезмерно тонкой фольгой затраты и приложенные усилия могут себя не оправдать.
Из трех перечисленных типов мастичные виброизоляторы наиболее распространены, ими представлено порядка 90 % ассортимента выпускаемых материалов. Рассмотрим на этом варианте принцип действия виброизоляции в автомобиле, тем более что для других типов защиты от вибрации он практически идентичен.
Принцип действия мастичной автомобильной виброизоляции
При движении автомобиля по дорожному покрытию части конструкции испытывают механическое воздействие, идущее от колес, с различной частотой. Также вибрацию генерируют работающий двигатель и другие узлы транспортного средства.
По элементам конструкции корпуса вибрация распространяется в виде волн, причем чем металл массивнее и толще, тем распространяющиеся по нему колебания менее интенсивны и быстрее затухают. Также массивные и жесткие элементы конструкции кузова генерируют под воздействием вибрации меньше звуковых волн.
При нанесении виброизоляции создается дополнительный слой материала, который за счет своих физических свойств компенсирует микровибрацию металла корпуса, препятствует распространению вибрационных волн и способствует более скорому их затуханию. Происходит быстрое гашение вибрации и ослабление ее параметров, а также не создается условий для резонанса – наложения и взаимного усиления вибрационных воздействий.
В результате такого физического эффекта достигается снижение интенсивности вибрации и сопровождающих ее звуков.
Почему требуется качественно укладывать виброизоляцию
Стремясь достичь наивысшей эффективности при звукоизоляции, обращайте внимание на качество укладки слоя виброзащитного материала. Производители таких средств непременно указывают в прилагаемых инструкциях, что оклеиваемая поверхность должна проходить тщательную очистку и обезжириваться для качественного прилегания материала.
При нанесении виброзащиты следует соблюдать технологию и не допускать образования воздушных пузырей под виброизолирующим слоем. Причин тому несколько. Прежде всего, в образовавшемся пузыре с большой вероятностью будет появляться конденсат, а это существенно усилит коррозионное воздействие на части корпуса и может привести к сокращению срока их службы.
Кроме того, наличие таких пузырей снижает эффективность применения виброизоляционного слоя. Ведь при отсутствии надежного сцепления с металлом изолирующий слой не сможет должным образом противостоять появлению и распространению вибрации. Кроме того, сами такие пузыри могут выступать в качестве резонаторов, усиливая образующиеся при вибрации звуки. Поэтому слой виброзащиты требуется плотно прикатывать при укладке специальным валиком, а еще лучше – немного подогреть с помощью фена.
Почему выпускается виброизоляция различной толщины
Казалось бы, чем толще слой материала для гашения вибраций, тем лучше. Тогда почему же современные производители выпускают большой выбор виброизолирующих листовых материалов с различной толщиной?
Делается это для того, чтобы владелец транспортного средства мог выбрать оптимальный вариант материала для оклеивания различных частей корпуса с различной толщиной металла.
К примеру, наиболее толстый металл применяют обычно на днище салона – сюда же производители рекомендуют устанавливать виброизоляцию большей толщины, да еще и в несколько слоев. Массивная виброизоляция сможет надежно предотвратить распространение вибрации в массивном металле пола авто.
Двери салона, напротив, изготовлены с применением металла меньшей толщины, поэтому для того, чтобы их «успокоить», достаточно более тонкого вибродемпфера.
За счет возможности выбора толщины виброизолирующего слоя владелец транспортного средства может не только эффективно решить проблему с вибрацией и посторонними шумами, но и не допустить увеличения нагрузки на автомобиль. Не следует забывать, что виброизоляция тоже имеет свой вес, пусть и не столь значительный в сравнении с массой самого авто.
Важную роль играет и порядок укладки слоев вибро- и шумоизоляции. Специалисты рекомендуют всегда использовать виброизоляцию только в качестве первого слоя при комплексной обработке кузова авто, а уже поверх нее укладывать шумо- и теплоизоляцию. Такой порядок расположения слоев обеспечит непосредственный контакт вибродемпфера с металлом корпуса и наибольший эффект от его применения.