Улучшение акустической обстановки в салоне автомобиля – вопрос не столько комфорта, сколько безопасности. Отвлекаясь на посторонние звуки, водитель рискует потерять бдительность и отвлечься от процесса вождения. Качественная шумоизоляция выполняет и другие функции – защищает металл от коррозии и механических повреждений, сохраняет тепло зимой и прохладу летом. Какие материалы представлены на рынке и в чем отличия между ними?
Ездить в автомобиле с шумоизоляцией не только комфортно, но и более безопасно
4 вида материалов для шумоизоляции авто
В салоне присутствует акустический и структурный шум. Универсальной мембраны или полотна, которое могло бы устранить абсолютно все, не существует. В зависимости от источника звука и поставленных целей комбинируют несколько материалов.
- Вибродемпферы.
При ударе автомобиля о поверхность образуется звук, который преобразуется в вибрации. Вибродемпферы снижают их амплитуду и останавливают колебания механических узлов транспортного средства.
С этой целью используют, например, битумно-мастичные плиты, покрытые слоем фольги. Вязкоупругий материал трется о фольгу и превращает энергию механических колебаний в тепловую, погашает вибрации от двигателя, трансмиссии и подвески.
В основе самоклеящегося вибродемпфера «Липлент МФ Вибролент» – синтетические каучуки с добавками, дублированные алюминиевой фольгой. Материал отличается низким влагопоглощением, устойчив к воздействию масел и бензина, легко монтируется и надежно фиксируется даже на неровных поверхностях. В отличие от битума, синтетические каучуки не выделяют вредных испарений.
Вибродемпфер – первый базовый слой в шумоизоляции автомобиля
- Шумоизоляторы.
Шумоизоляционные материалы монтируют поверх вибродемпферов. Их задача – отражать, поглощать и нивелировать звуковые волны, не пропускать их в салон. Кроме того, они эффективно сохраняют тепло и снижают расход топлива.
В качестве шумоизолятора и одновременно шумопоглотителя в авто часто применяют материалы на волоконно-структурной основе: натуральный или синтетический войлок плюс битум. Однако натуральный войлок впитывает влагу и быстро начинает гнить, что приводит к образованию коррозии на металле.
Более перспективно использовать:
- «Липлент Пи» – бутилкаучуковое полотно, дублированное пенополиэтиленом;
- «Липлент ПФ» – отличается от предыдущего наличием фольгированного слоя.
Для обоих полотен характерны низкое водопоглощение (менее 2 %) и высокая адгезия. Они практически не пропускают пар и воду, не повреждаются от контакта с маслами и бензином, легко монтируются на разные поверхности. Ориентировочный срок службы – 20 лет при температуре от -60 до +90 °С.
Бутилкаучуковые звукоизоляционные полотна не гниют и служат дольше 20 лет
- Шумопоглотители.
В комплексную шумоизоляцию авто иногда включают мягкие высокопористые материалы для поглощения звуковых волн. Звук остается в многочисленных ячейках и не проникает в салон. С этой целью часто используют синтетические газонаполненные составы.
Среди эффективных современных материалов – экологически безопасные полотна на основе бутилкаучука. «Липлент Пм», например, дублирован с одной стороны нетканым полотном – акустическим войлоком. Он эффективно поглощает посторонние звуки, отличается высокой прочностью, масло- и бензостойкостью.
Шумопоглотители приклеивают на пластиковую обшивку дверей, колесные арки, потолок
- Антискрипы (уплотнители).
Уплотнительные материалы устраняют в салоне скрипы в месте стыков. Ими оклеивают пластмассовые детали, приборную панель, крышу.
С этой целью можно использовать:
- «Антискрип» толщиной 5 или 10 мм – на основе трудногорючего поролона, с липким слоем пенополиуретана. Основное предназначение – звукопоглощающая и противоскрипная отделка пластмассовых и металлических деталей.
- «Антискрип П» – отличается от предыдущего наличием пропитки, останавливающей распространение структурного шума между металлом и пластиком. Полотно прокладывают между декоративными элементами и кузовом, им оклеивают торпедо, приборную панель, уплотняют воздуховоды.
- «Антискрип С» – бутиловая лента со слоем нетканого материала для устранения скрипов в дверях, для герметизации стыков в салоне.
В отличие от обычного поролона, который все еще используют по старинке, материалы серии «Антискрип» легко приклеиваются к ровным и изогнутым поверхностям, надежно фиксируются и сохраняют противоскрипные характеристики в течение долгих лет. Они не повреждаются в широком диапазоне температур – от -45 до +100 °С и не выделяют вредных испарений.
Самоклеящиеся материалы «Антискрип» – самое простое решение в борьбе со скрипами в салоне
Сегодня уже нет необходимости использовать для шумоизоляции автомобиля поролон или подручные средства. Современные материалы с самоклеящимся слоем удобны, практичны, абсолютно безопасны и эффективно справляются со звуками и вибрациями.