Сколько прослужит шумоизоляция? Этот вопрос актуален как для владельцев автомобилей со штатными шумоизолирующими материалами, так и для тех, кто собирается улучшить акустическую обстановку в своем авто. Одного конкретного условия здесь нет. На срок эксплуатации влияют несколько ключевых факторов. Каких именно – разбираемся.
Проблемы самодельной изоляции
Намереваясь бороться с шумом, многие автовладельцы нередко стараются сэкономить и использовать подручные материалы. Чаще всего в ход идет:
- Монтажная пена – самый простой и бюджетный вариант. Частично она способна гасить шумы. Но у пены есть серьезный недостаток – она плохо переносит перепады температуры и влажности. Из-за этого на пене образуется конденсат, который довольно быстро приводит к коррозии металлических деталей кузова.
- Сочетание автомобильного битума, фольгированного полиэтилена и линолеума – своеобразные аналоги специализированных шумоизоляторов, но практически неизносостойкие. Кроме того, битум от нагревания выделяет опасные для здоровья токсины. К тому же при нанесении такой шумоизоляции можно ошибиться, что, в свою очередь, приведет к дефектам и разгерметизации.
- Сочетание войлока с уайт-спиритом или битумной мастикой – еще одно ненадежное средство. Неспециализированный войлок сильно впитывает влагу. При этом пропитка мастикой или уайт-спиритом лишь ненадолго решает проблему. В конечном итоге такая шумоизоляция приходит в негодность за считанные месяцы.
- Сочетание линолеума и изолона – среди кустарных решений это считается одним из самых эффективных. Однако для монтажа нужна изрядная сноровка и опыт. И опять же, линолеум + изолон не гарантируют ожидаемого акустического комфорта.
В массе своей кустарные «рецепты» автомобильной шумоизоляции редко обеспечивают долгосрочную эксплуатацию. В лучшем случае вы защититесь от шума лишь на несколько недель.
Но важно помнить, что все эти материалы не только не предназначены для шумоизоляции, но и не способны выдерживать условия агрессивной среды в кузове автомобиля. А именно, постоянное воздействие автомобильных жидкостей, влажность и перепады температуры.
В любом случае итог один – «кустарные» материалы разрушаются, а на металле образуется коррозия.
Проблемы штатной шумоизоляции
Крайне малый срок эксплуатации характерен не только для «народной» шумоизоляции, но и многих штатных материалов. Особенно этим грешат отечественные автомобили, в которых часто используются во всех смыслах устаревшие вибро- и шумопоглощающие материалы. В частности, композиты из битума и картона, которые очень незначительно поглощают вибрацию и быстро впитывают влагу.
В некоторых случаях срок службы шумоизоляции зависит от состояния автомобиля. В таком автомобиле она выйдет из строя намного раньше
Вдобавок старые модели отечественного автопрома практически не обладают какой-либо антикоррозионной защитой. В итоге шумоизоляция разрушается сама и провоцирует разрушение корпуса.
В новых моделях ГАЗ и ВАЗ проблему коррозии частично удается решить за счет антикоррозионной пленки. Но и в этом случае возникает серьезная проблема. Штатная шумоизоляция не способна плотно приклеиться к металлу. Из-за этого шумозащита за считанные месяцы приходит в негодность.
В иностранных автомобилях ситуация с сочетанием шумоизоляции и защиты от коррозии вселяет меньше опасений. Так, вибродемпферы даже в моделях класса B и C устанавливают на загрунтованную поверхность, что значительно продлевает ресурс виброзащиты.
Кроме того, в иномарках применяют более современные виброзащитные материалы. В частности, на основе каучуковой мастики или модифицированного битума. Подобные материалы обладают высокой адгезией за счет того, что их устанавливают на горячий металл – во время или сразу после сушки кузова. Мастика или битумная основа подплавляется и крепко сцепляется с металлом.
Сочетание естественной адгезии и предварительной подготовки поверхности обеспечивает неплохой срок службы виброзащиты. Так, вибропоглотители на основе битума способны прослужить около 6–7 лет. Шумоизоляция на основе каучука изнашивается быстрее – примерно через 3–4 года.
В любом случае штатная вибро- и шумоизоляция требует ревизии – особенно на самых «шумных» участках: на задней стенке моторного отсека и над центральным тоннелем. Заметили даже небольшое отслоение – лучше снять заводскую изоляцию и установить специализированные материалы.
Какая шумоизоляция автомобиля прослужит долго
Для долговечной шумоизоляции автомобиля надежнее всего выбирать специализированные материалы четырех основных видов:
Вибродемпферы – базовый слой в виде фольгированных битумно-мастичных плит, которые преобразуют механическую энергию от вибраций в тепловую. В нашем каталоге к таким материалам относится «Липлент МФ Вибролент» – эта «шумка» не впитывает влагу, ей не страшно воздействие автомобильных жидкостей. Такую виброзащиту легко установить самостоятельно, поскольку за счет клеевой основы она прочно сцепляется даже на поверхностях со сложным рельефом.
Шумоизоляторы – второй слой шумозащиты, который устанавливают поверх вибродемпферов. В каталоге компании «Стройполимер» шумоизоляция представлена такими продуктами, как
- «Липлент Пи» – полотно на основе бутилкаучука в сочетании с полиэтиленом;
- «Липлент ПФ» – тот же материал, но усиленный слоем фольги.
Оба материала впитывают не более 2 % влаги и отличаются высокой адгезией. Полотнам не страшна агрессивная автохимия, масла и топливо. Даже при перепадах температур от −60 до +90 °С синтетические полотна способны прослужить не менее 20 лет.
Шумопоглотители – дополнительные материалы для полной шумозащиты автомобиля. К наиболее эффективным относятся надежные и долговечные бутилкаучуковые полотна, дублированные акустическим войлоком. Например, оптимальным решением станет самоклеящееся полотно «Липлент Пк», которое цепко удерживается на металлических и пластиковых поверхностях кузова.
Антискрипы – специальные уплотнители, которые монтируют на крышу, приборную панель и двери автомобиля. Их назначение, как следует из названия, – предотвратить скрипы между трущимися деталями. Например, материалы серии «Антискрип» отлично крепятся даже к изогнутым поверхностям и сохраняют свои эксплуатационные качества в течение не менее 15 лет.