Согласно правилам СанПиН уровень шума в аудиториях и библиотеках не должен превышать 40 дБ. Требования эти вовсе не случайны: только в условиях комфортной акустики можно организовать эффективный образовательный процесс. Поэтому учебные заведения проводят работы по звукоизоляции. Какие именно мероприятия потребуются и что за материалы использовать?
Максимальный уровень шума в аудитории, согласно санитарным нормам, – 40 дБ
Что говорят санитарные нормы
Требования к акустике в учебных заведениях прописаны в СанПиН 51.13330.2011 «Защита от шума». Оптимальный уровень шума в классных помещениях, учебных кабинетах, аудиториях образовательных организаций, конференц-залах и библиотеках не должен превышать 40 дБ. Максимальный уровень измеренного шума в таких помещениях (LА.макс)– 47 дБ.
На территории, которая непосредственно прилегает к учебному заведению, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96, этот показатель должен быть в пределах 55 дБ. Из-за близкого расположения крупных магистралей, тонких перегородок и по другим объективным причинам учебные классы часто нуждаются в дополнительной звукоизоляции.
Как улучшить акустическую обстановку
Действовать нужно комплексно, поскольку повышенный уровень шума в аудиториях или конференц-залах практически всегда состоит из внешних и внутренних источников. Необходимо защитить помещение от уличного гула, а также улучшить акустику между смежными помещениями:
- заменить старые деревянные окна на металлопластиковые, с хорошими звукоизоляционными характеристиками;
- герметизировать в оконных конструкциях наружные и внешние монтажные швы, которые пропускают внутрь уличный шум;
- заменить тонкие дверные полотна на двери высокой плотности;
- монтировать по периметру дверей уплотняющие прокладки, установить пороги и обклеить стыки герметизирующими лентами, чтобы остановить распространение шума из коридора или холла;
- возвести шумопоглощающие перегородки между учебными кабинетами и помещениями с высоким уровнем шума;
- сделать «плавающий пол», если учебная аудитория расположена над шумными помещениями;
- звукоизолировать при необходимости потолки материалами разной плотности;
- выполнить звукоизоляцию розеток, поскольку они пропускают воздушные волны.
Вентиляционный канал, элементы системы отопления, кондиционирования в аудитории или библиотеке создают дополнительный гул, вызывают утомление и раздражительность. Их необходимо обклеить шумопоглощающими материалами, например минеральной мембраной «Липлент ЗиВ» со слоем акустического войлока.
Уровень шума в учебных классах во многом зависит от стеклопакетов
Какие материалы использовать
В учебных заведениях вертикальные и горизонтальные поверхности иногда оклеивают стеновыми панелями, которые выполняют одновременно акустическую и декоративную функцию. В их составе материалы разной плотности – жесткие, вязкоупругие и волокнистые. Проникая поочередно через них, звук затухает. В помещении снижается гулкость, повышается разборчивость речи – создается комфортная акустическая обстановка.
Стеновые панели отличаются по размеру, толщине, узору на внешней поверхности, коэффициенту шумоподавления. Чаще всего используют гипсовые и стекловолокнистые. Также на рынке представлены меламиновые, пенополиуретановые и деревянные разновидности.
Повысить индекс шумоизоляции конкретной перегородки между помещениями можно с помощью комплексной конструкции на металлокаркасе. Листы гипсокартона обклеивают с двух сторон минеральными мембранами разной толщины и плотности, например «Липлент Зик» и «Липлент ЗиВ» с акустическим войлоком. Металлические элементы обрабатывают вибродемпфирующей лентой, чтобы остановить структурный шум. Иногда достаточно обойтись одной мембраной, чтобы получить в аудитории заветные 40 дБ.
В звукоизоляционных конструкциях на стенах часто используют минеральную мембрану «Липлент Зик»
Единого решения по звукоизоляции учебных заведений не существует. По результатам изучения помещений специалисты выполняют акустическое проектирование и предлагают оптимальные варианты того, как получить желаемый уровень шума за приемлемый бюджет. Так или иначе, решение это всегда комплексное, поскольку универсального материала еще не придумали: предстоит обнаружить критические источники шума и направить усилия на борьбу с ними!